В этом городе день,
В этом городе рассвет.
В этом городе меня нет" - Би-2)
Интересно, на этой планете еще остались люди, которые не знают, что такое GTA? Навряд ли. Ну, если только какие-нибудь семидесятилетние бабушки, призвание которых - в огороде копаться. Популярность у игры действительно устрашающая - из-за нее гибнет и уходит в игровой запой не один десяток человек. А все почему? Да хотя бы потому, что GTA с каждой новой серией предоставляет игроку все большую и большую свободу действий и передвижения. Но это, пожалуй, чуть ли не единственное преимущество игры по сравнению с предшественниками.
Первое и основное, что раздражает в новенькой GTA - устаревшая графика. За графическую основу, как и прежде, взят уже порядком, поднадоевший движок-ветеран Renderware. Я даже не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, конечно, хорошо, игра почти никогда не тормозит (ваш покорный даже попытался запустить игру на 400 МГц/128 МБ RAM. Играть невозможно, но работает.) А с другой... Посмотрите на скриншоты поблизости - четыре года назад было почти то же самое. Простите за неуместное сравнение, но за это время The Sims из ужасной двумерной гадости успели перерасти в красивейшую трехмерную конфетку. GTA III же (Ах, да, San Andreas до сих пор не IV, а лишь второй аддон к третей части, как бы мерзопакостно это не звучало) никак не может показать нам удобоемые модельки персонажей или хотя бы не налезающие друг на друга текстуры с полигонами. DRIV3R, например, по всем графическим статьям выигрывает у "Великого Автовора". Кроме тормозов, конечно.
Большие города.
Впрочем, в San Andreas присутствует невиданная доселе свобода передвижения - даже Vice City отдыхает по сравнению с обозреваемой игрой. Всего в игре три города, площадь каждого из которых примерно равна площади Vice City. Города следующие: Сан-Фиерро (прототип в нашем с вами реальном мире - Сан-Франциско), Лас-Вентурес (Лас-Вегас, естественно) и Сан-Андреас (Лос-Анджелес). Разумеется, никто не претендует на попиксельную реализацию каждого из перечисленных мегаполисов - лишь некоторое визуальное сходство. И оч-чень хорошо, что Rockstar Games не пошли забитым минами путем Reflections с их мегаблокбастером DRIV3R, ибо позиционировать San Andreas как симулятор "и у вас наканец-та появилась возможность покататься по родному городу" было бы просто глупо. Посмотрим, как Geleos с их Moscow Rush обойдет подобные грабли. Ах да, я вам вообще о городах рассказать собирался. Первый город, в который мы попадаем - это Los Santos. Страшное местечко, я вам скажу. Повсюду шастают ни... афроамериканские бандформирования, отовсюду слышаться звуки рэпа (очень сурового) и уж в обязательном порядке на каждом третьем заборе красуется сомнительного качества граффити. Не хотел бы я там отпуска проводить. В отличие от Лос-Сантоса, San Fierro - тихий, приятный город, с огромными небоскребами и почти полным отсутствием всяких там гангстеров, мечтающих вас немножечко убить. Ну и Las Ventura (Вегас) - рай для всех геймеров на деньги. Повсюду казино, шикарные рестораны и неоновые вывески. Иногда кажется, что табличка даже такого заведения, как "Туалет М:Ж" никак не может обойтись без сиреневого свечения.
Ну, вот вы и прочитали сотое в своей жизни описание городов в San Andreas. Теперь о сюжете. Вообще, серия GTA никогда не отличалась интересным сторилайном (ИМХО, как говорят на форумах), но подобного примитивизма я давно не встречал. Так вот. Вы играете за некоего Карла Джонсона (Carl Jonson), сокращенно - CJ. Этот самый CJ пять лет назад смотался из Лос-Сантоса в Либерти-Сити по причине кончины родного брата. А теперь убили его мать, и он вернулся в родные трущобы, наполненный чувством мести и горечи. В общем, все. Все что дальше - это бесконечные разборки с копами и внутрисемейные, бандитская деятельность, погони, стрельба и финальный ролик. Говорят, все гениальное просто, но не настолько же?
Ладно, ладно, не совсем еще GTA пропащая игрушенция. На протяжении всех частей проявлялись и через некоторое время исчезали все новые и новые недостатки, но одно было неизменно прекрасно - машинки. Разумеется, я не имею в виду их техническо-визуальные достоинства (налезающие друг на друга при поломке полигоны и наимутнейшие текстуры), я говорю о дизайнерско-визуальных. И они тут воистину огромны! Не, я понимаю, все модели слизаны с реально существующих автомобилей, но... Но почему-то хочется кататься на них снова и снова, как с целью, так и безо всякой, просто разъезжая по местным улочкам. Кстати, даже в те минуты, когда вы не выполняете сюжетные задания, у вас по-прежнему есть возможность подзаработать немного деньжат на всяких приятных мелочах типа миссий такси, пожарника, полисмена, грабителя квартир, сутенера...
Широка река... Глубока река... Не доплыть тебе...
Довольно интересна абсолютно новая фича, появившаяся только в San Andreas - возможность плавать. Сейчас читатели, не успевшие пока поиграть в новый GTA, вспоминают тот самый мост, ведущий во второй город из GTA 3, до которого никак нельзя было допрыгнуть, а вот доплыть за минутку-другую - раз плюнуть. Обломитесь. Доплыть и побродить по еще не открытому городу не получится, ибо все время мешают разнообразные препятствия, любезно расставленные разработчиками. По-прежнему придется проходить миссии одну за одной, чтобы вас "пустили" в какой-нибудь San-Fierro.
Раз уж зашла речь о плавании, грех не рассказать о местной водичке. Ничё так... Для прошлого века. Господа, вы играли в Far Cry ? А теперь представьте себе то же самое, только в сто раз хуже. И забудьте о реалистичных звуках биения волн. И распрощайтесь с не через жо сделанными рыбешками. И скажите "Аривидерчи!" нормальным видам из воды на окружающую природу. И... Ну, вы поняли.
Целься в попу точна... Выстрел одиночный...
Разумеется, экшен-составляющая в GTA 3 San-Andreas на уровне "нижу плинтуса". Ну а вы чего хотели? Неужели вы всерьез думаете, что можно нормально перенести экшен с приставки на ПК? Halo, Kill.Switch, Dynasty Warriors 4 - все эти и многие другие игры блистали "там" и с треском разной громкости провалились "здесь". Стреляй-элементы в GTA ничуть не отличаются от им подобных в других играх. Во-первых, управление. Ну, ё-мое, это же даже хуже, чем в Vice City ! В то время как другие девелоперы пытаются раз от раза улучшать свои проекты, наши "Рок-Звезды" с завидным старанием превращают игру в заурядную action/racing наподобие True Crime: Streets of L.A. И это касается не только экшен-составляющей, управления или чего-то там еще, это касается всей игры в целом. Если GTA 3 давала нам возможность почувствовать себя настоящим гангстером с большим кулаком и добрым сердцем, то спустя какие-то три года мы должны играть за, простите, ниг..ра, героя улиц и песен в жанре хип-хоп. Куда катится этот мир? (В скобках: я совсем не расист).
Звуки гэ (тэ а)
До San Andreas в каждой игре серии во время прослушивания радиостанций постоянно хотелось выйти из игры в Windows, скачать из Сети какой-нибудь левый конвертер, перекодировать музфайлы в дружеский медиапроигрывателям формат, и слушать, слушать, слушать прекрасную (за очень редким исключением) музыку. Или купить официальный саундтрек и слушать, слушать, слушать... Во время SA-гейминга не хочется ни того, ни другого. Нет, я понимаю, на слух и цвет товарища нет, но лично для меня остается загадкой, почему музыку надо было ставить ТАКУЮ противную. 2 Pac, Public Enemy, Ohio Players... Сильно, да? Может быть, но не для меня. Даже мои любимчики, группа Heart, представлены в виде одной из своих самых ужасных песен - Barracuda. Радиостанций, кстати, одиннадцать, но это не спасает саундтрек от горькой участи быть жестко униженным в моих глазах.
Об озвучке говорить особо нечего - типичный средний класс, ни рыба, ни мясо. А ведь, казалось бы, актерский состав не такой уж беззвездный (чего стоит только Самуэль Л. Джексон, например), а все равно особого старания не видно. Эх, далеко еще игроиндустрии до кино-уровня по привлекательности для актеров!
B-sides
Ах, как я мог, я совсем забыл о ролевых элементах! Есть тут и такие. Вот некоторые из характеристик: сытость, сила, точность стрельбы, привлекательность и т.д. Разумеется, улучшение характеристик в той или иной области способствует улучшению состояния персонажа в целом. Чуть-чуть способствует. Во всяком случае, вашему покорному не удалось заметить действительно стоящих изменений в поведении Карла. Да и вообще, зачем в одной игре пытаться уместить все жанры, надеясь заставить обратить на себя внимание всех прослоек геймерского население. Это не получилось ни у Дерека Смарта и Co, ни у наших соотечественников из Nikita с их Parkan II, так откуда такая самоуверенность в глазах Rockstar Games?
И короткой строкой о других малозначительных фичах: аркадные мини-игры, возможность покататься на поезде, вертолете, танке, нанять банду, заниматься спортом, необходимость кушать в столовых и ходить в спортзал.
Напоследок.
Напоследок я вам скажу вот что. Я уверен, что как минимум процентов семьдесят наших читателей являются, ну если уж не фанатами Grand Theft Auto, так хотя бы любителями - точно. Так вот. Выше написанные слова - это более чем субъективный взгляд человека, относящегося к GTA максимально без эмоционально. У меня нет никакой антипатии по отношению к серии (Да что там! GTA 3 занимает почетную пятую строчку в моем личном хит-параде лучших игр. Чего не скажешь о других GTA-ках), но и не теряю голову, когда слышу заветное трехбуквенное словосочетание. На этом я закруглюсь, а вам оставляю на растерзание постскриптум о конкуренции в медиа-бизнесе.
P.S. True Crime: Street Cleaners - реклама именно этой игры красуется на каждом пятом плакате.
Дата публикации: 19.07.2005 Оценка игры: 9.5 Жанр игры: Action
Автор обзора: Danvar Источник: