Martin Mystere - ученый-археолог, преданный фанат приключений на свою задницу, пошедший по стопам Индианы Джонса. Вы когда-нибудь слыхали о таком? Я тоже. А оказывается, это герой комиксов такой. Популярный и любимый в народе. Книжки о Мартине издавались офигительными тиражами в таких странах, как США, Италия, Франция, Бразилия, Турция и многих других; был даже создан французский мультик по его мотивам, который российским зрителям, естественно, не доступен. Ну да ничего - игры, слава Богу, продаются во всех более-менее развитых уголках нашей огромной планеты.
Впервые Мартин Мистэри появился на страницах комиксов не так уж и давно - в 1982 году. Если сравнивать, например, с Бэтменом или Супермэном, которые в магазинах с начала XX века, то срок совсем небольшой. Тем не менее, книги все это время расходятся тиражом в 1,5 миллиона экземпляров в год, а автор героя, Альфредо Кастелли, имеет совсем не маленькие проценты с продаж. За основу Martin Mystere: Operation Dorian Grey, нашего сегодняшнего подсудимого, взяты целых четыре источника - 62-64 эпизоды комиксов и роман Оскара Уайлда "Портрет Дориана Грея". Коктейль, Господа; перемешать, не взбалтывать.
Начинается все довольно тривиально - Мартину звонит на мобильный его коллега и сообщает ему, что в стенах собственной виллы убит профессор Элемберг, видный в своей среде ученый, специалист Массачусетского Технологического Института. Такое событие никак не могло оставить господина Мистери (говорящая, надо сказать, фамилия) равнодушным и он тотчас же принимает решение отправится к бывшему ученому на хату. Только перед началом расследования приходится разобраться в своей квартире - найти ключ от шкафчика с одеждой (не в халате же переться?), найти номер телефона автомеханика (жана велела, да и пешочком идти - не самая гениальная идея), обзвонить кучу народа... А дальше начнутся приключения, увлекательные и наполненные мистическими происшествиями.
Интерфейс у игры стандартный, point & click'овский. Правой кнопкой выбираешь действие (говорить, смотреть, использовать), а левой - собственно действуешь. Нажав кнопку Esc, компьютер любезно интересуется, не хотим ли мы выйти, а F1 отвечает за вызов меню (Save, Load, Exit, Back). Простенько и без вкуса, все как обычно.
А еще в игре есть шутки юмора. Причем, надо отдать должное сценаристам, шутки не кажутся натянутыми за уши, а всегда очень уместны и даже смешны, что автоматически накидывает игре, как минимум, полбалла. Вообще, в наше время нечасто можно увидеть адвенчуры с юмором, не обогащенным туалет-культурой. Почему-то большинство разработчиков пытаются подрожать Регине Дубовицкой (одна фамилия чего стоит!) и великому Петросяну. Это я про вас, Сатурн +! Вот с кого вам слизывать надо, а не с вышеперечисленных персонажей, у которых анекдот про Васильваныча - вершина мастерства.
Вообще, проекты наподобие Martin Mystere: Operation Dorian Grey (таково полное название игры) редко когда удостаиваются чести быть сделанными по лицензии. Причина всем известна - бюджет, конечно. Почему девелоперы из студии Artematica пошли наперекор традициям - не понятно. Хотя, если друг наш Мартин так популярен на Западе... Лично мне такое положение вещей мало нравится - а что если Remedy Entertainment вместо Max Payne 3 выпустит игру по мотивам "Человека-Паука"? С другой стороны, после того, как Мишель Ансел взялся за Peter Jackson's King Kong, нам уже ничего не страшно.
Короче, из-за всего этого безобразия у игры никудышная графика. Ну где вы такое видели, чтобы текстуры были мегарасплывчаты, у человечков анимация как у паралитиков, спецэффектов, считай, никаких, а все это требует зверских 733 MHz и 128 MB RAM при 16 MB Video. Причем, надо сказать, художники постарались на славу - не Бенуа Соколь, конечно, но работу свою они выполнили неплохо. То же и звук - музыка вообще супер, а актеры говорят более чем естественно. Не то что в этих ваших Broken Sword-ах. Так зачем же было тратить деньгу на лицензию, а не на дополнительных программеров?
Кстати, я тут артистов упомянул. Блин, молодцы! Совершенно непонятно, как люди, за чьими плечами вряд ли имеются 20 лет театральных подмостков, могут играть лучше, чем профи, в, простите за неуместное сравнение, GTA: San Andreas? А главное, что и голоса жуть как подходят персонажам! Особенно Мартин или вот Джава (слуга их).
Но все это ерунда по сравнению с музыкой! Я понятия не имею сколько человек делали саундтрек, но, черт возьми, не хуже инструментальной классики! Это надо слышать, а не читать! Да еще и все песни меняются в зависимости от ситуации! Жаль, саундтрек отдельным компактом не выпустили! Хорошо, хоть все песни можно выудить из игровых файлов! Обломно, что музыка запакована в мерзком качестве! Но и так супер!
Уфф, "восклицательный" абзац закончен, теперь суровая правда жизни - остальные звуки. Понимаете, это даже не "плохо", это просто ничего. Вот эти вот открытия дверей, вот эти (будь они неладны) шумы улицы, эти шаги, понимаете... ДЕРЬ-МО! Мало того, и его пожадничали. Максимум раз в минуту (если не считать шагов) раздается какой-нибудь пук, который авторы выдают за, допустим, звук упавшего предмета. Теперь представьте себе мое выражение лица, когда я, наслаждаясь мегаприятной мелодией, впервые услышал подобное. Как у Ромочки Зверя мордашка была, только еще хуже. "Ах, зеркала, зеркала... Не врите вы мне..."
Да, и надо бы не забыть похвалить художников. Как я уже говорил, до Бенуа Соколя далековато, но в целом неплохо. Особенно мне понравилась вилла профессора Элемберга. Шикарные лестницы, красивейшие люстры, картины, которые не стыдно и в музеях выставлять на правах отдельных экспонатов. Ой, а какая машинка у главгероя! Вся из себя спортивная, навороченная до нельзя, прям блестит. А главное - очень быстрая: только указал "точку В" и уже там. Экраны загрузки, кстати, отсутствуют.
А теперь давайте поговорим о смысле жизни. Жизни Мартина. Игры, всмысле. Если честно, он (смысл)не до конца ясен - студия Artematica ранее занималась исключительно аркадным жанром, а сейчас у них in progress находится аркадный мотосимулятор. Квесты для них - как для меня теория Максвелла. Знать, что существует - знаю, а вот так чтобы разбираться - уж извините, это к математикам. Тем не менее, игра получилась. Не сказать, что прям-таки Still Life, но играть можно. Неужели девелоперы были настолько уверены в успехе, что не побоялись выйти за свои жанровые рамки и сделали-таки Нэнси Дрю по полной? Наверное, так и есть, иначе издатель бы деньжат не отвалил. А тут такое - лицензия, понимаш, текстуры 30*30... Романтика!
Короче, что мы имеем? Имеем мы неплохой, без пяти минут качественно сделанный квестик, не способный всерьез и надолго увлечь любителя Broken Sword, но который вполне может стать новым кумиром нынешних любителей Нэнси Дрю. Автору этих строк игра жуть как понравилась, несмотря на кучу недостатков; купите ее, может и вам по душе придется? Тем более что соотношение цена/качество у коробочки с надписью желтым по крови "Martin Mystere: Operation Dorian Grey" более чем приемлемое. Кстати, вот вам еще один плюс - стильная упаковка.
P.S. В самом начале игры, как только вы разберетесь с домашними проблемами и Мартин пойдет переодеваться, вы услышите от него примерно следующее: "Hey, I need a private life!". Ничего не напоминает?
Дата публикации: 19.08.2005 Оценка игры: 7.0 Жанр игры: Adventure
Автор обзора: Danvar Источник: