В те далекие времена, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее, люди всего мира с увлечением играли в DOOM — игру, которая установила стандарты жанра FPS на многие годы вперед. Джон Кармак, один из создателей, а ныне технический директор всемирно известной компании id Software, благодаря своему проекту стал мультимиллионером и живым иконостасомдля сотен тысяч фанатов. Именно в то время появились такие странные люди, которые называли себя думерами, и в обиход русского языка прочно вошло слово "DOOMать". Успех первой части приумножила вторая, и лишь через десять лет — через ужасно долгие, сдобренные всевозможными Quake'ами и Unreal'ами годы — мир своими глазами смог наконец-то увидеть третью часть, которая еще до своего рождения обрела статус культовой.
Не ждите от DOOM3 революции, не пытайтесь найти в нем некий глубинный смысл, не рассчитывайте, что он станет "новой вехой" в истории игростроения. DOOM3 — это абсолютно стандартный, хороший, красивый и атмосферный шутер и, как всякая игра, обладающий типичным набором из всевозможных плюсов и минусов. Также учтите, что DOOM3 — это игра на любителя, поскольку не всякому человеку нравится быть жертвой, а не героем, не всем по вкусу ограниченные замкнутые пространства, а не яркое тропическое солнышко, и вряд ли все без исключения игроки будут в восторге от постоянно напрыгивающих и телепортирующихся за спину монстров, предпочитая бежать по дорожке и шлепать террористов.
Первое, что меня удивило в DOOM3, так это сюжет. И даже не то, что он весьма и весьма неплох, сколько то, что он вообще имеет место быть, учитывая тот факт, что до этого ни одна игра от id Software не обладала сколько-нибудь вменяемой историей, неожиданными поворотами или, боже упаси, диалогами. А здесь нам и прилет главного героя показывают, и дают ему по базе побегать, послушать впавших в депрессию техников, поскрипеть зубами над фразами циничных морпехов, познакомят с основными действующими лицами... Ничего не напоминает? Id воспользовалась опытом команды сценаристов из Valve, практически воссоздав начало HalfLife. На этом, правда, сходство заканчивается, поскольку DOOM3 с самого начала прессует давящей атмосферой безнадежности, сводящей на нет все героические порывы привыкших к Painkiller'ам и Serious Sam'ам игроков.
Первые уровни проходятся почти в кромешной тьме. Со стонами и шарканьем ног изо всех закутков лезут зомби, в которых превратились неулыбчивые ученые и рабочие, салютом в грудь нас встречают одержимые морские пехотинцы, а за спину прямиком из ада телепортируются шипящие импы с файрболами наизготовку. А дополнительный заряд бодрости придает фонарик, который нельзя держать в руках одновременно с оружием, что вряд ли многим понравится. Просто не привыкли еще люди, не научились и не знают, что в играх можно еще и по звуку ориентироваться. Само собой, на дешевых пластиковых колонках вы ничего не услышите, поэтому покупка хотя бы наушников (в перспективе — аудиосистемы 5.1) при игре в DOOM3 обязательна.
В DOOM3 не получится с шотганом наперевес нестись по коридорам, запрыгивать в комнаты и играючи отстреливать тупоголовых монстров. Нет, здесь приходится тихо идти, подсвечивая фонариком все темные углы, ловить каждый скрип, шарахаться от каждой тени, а потом нажимать на кнопку reload, не успев среагировать на выпрыгнувшего импа. Монстры в DOOM3 далеко не гении, но передвигаются очень быстро и больно кусаются (в режиме Nightmare им достаточно двух-трех ударов, чтобы избавить себя от вашего досадного присутствия). Поначалу это здорово пугает, но спустя 3-4 уровня возникает стойкое привыкание — и DOOM3 из "самой страшной игры всех времен и народов" превращается в просто мрачный, местами мясной, шутер, ориентированный на людей с хорошей реакцией икрепкими нервами, плюс ко всему обладающий потрясающей реиграбельностью.Вспомните, как вы проходили Quake в первый раз — осторожно и медленно, и как в пятый — быстро и весело. Так и DOOM3 открывает себя лишь при многократном прохождении, одаривая геймеров все теми же драйвом и скоростью, которые так запомнились нам по предыдущим проектам компании.
Но атмосфера у DOOM3 тяжелая, с этим не поспоришь. Местами даже возникает ощущение, что дизайнеры задались целью привить новоявленным думерам клаустрофобию: даже редкие вылазки на поверхность марса взвинчивают нервы из-за дырявого респиратора и вездесущих демонов. Каждый метр приходится проходить с боем, а для неопытного игрока еще и с перезагрузками, потому что твари появляются справа и слева, спереди и сзади, а место убитых тотчас же занимают новоприбывшие. Из-за этого сравнительно небольшие уровни проходятся о-о-очень долго: из-за этого на форумах люди и кричат по поводу однообразия. Однако я, как человек, который на момент написания статьи прошел DOOM3 уже 3 раза, могу, положа руку на сердце, сказать, что это не так. Черепаха, ползущая по автостраде, находит окружающий мир неизменным, а думер, проносящийся по уровню, словно вихрь, приходит в восторг от отличных дизайнерских решений, сумасшедшего действа и продуманной планировки, открывающей простор для любителей done quick — скоростного прохождения игр.
Набор вооружения абсолютно стандартен для DOOM, т.е. любой думер старой школы растает, увидев неизменный big fucking gun (BFG) и родную бензопилу — лучшее в мире средство от зомби. Чтобы предвосхитить порядком уже опостылевший вопрос: "А вот откуда на Марсе взялись бензопилы?!", я лучше "предвосхищусь" умелой работой сценаристов, нашедших отличный способ повествования истории, не ставящий палки в колеса игрокам, ориентированным на экшен, но раскрывающий всю подноготную любителям "почитать-послушать-посмотреть". По уровням то тут, то там разбросаны PDA ученых, техников и морпехов, из которых можно извлекать e-mail, прослушивать записи, изредка попадаются видеофайлы. Из них можно почерпнуть информацию о кодах к камерам хранения, узнать спецификацию вооружения и даже найти остроумный ответ о появлении многострадальных бензопил на этой безжизненной планете.
Любой думер в обязательном порядке смахнет ностальгическую слезу, увидев старых знакомых монстров, с помощью профессиональных дизайнеров перешагнувших пропасть между 2D и 3D, радующих глаз лучшей (и это не голословное утверждение) на сегодняшний день анимацией. Если уж вплотную перейти к графической оболочке игры, то можно с уверенностью сказать, что id Software на самом деле написала движок с большим потенциалом, который, однако, в DOOM3 себя до конца не раскрывает ввиду очевидных причин: железная начинка компьютеров еще не доросла, чтобы с легкостью вытянуть этого монстра. Поэтому и приходится мне на своей машине (Athlon 3200+, 512 DDR400, GeForce4 Ti4200) играть в разрешении 800х600 Medium Quality с 31 FPS. Поэтому и не вижу я на своей видеокарте недоступных ей спецэффектов вроде преломления лучей света в пламени нагретого воздуха и взрывной волны. Поэтому и вам советую садиться за DOOM3, только если у вас есть подходящая для него машина, иначе тормоза и жуткая картинка вам вряд ли принесут удовольствие.
Но самое главное я увидел: реальные тени, потрясающие блики фонарика на металлизированных поверхностях и отличную лицевую анимацию, которая ставит на колени оную из украденной альфы HalfLife2. Несомненно, размытые текстуры на стенах, совершенно дурацкое отражение главного героя в зеркале и аляповатая физика не понравятся многим, но поверьте, здесь и без этого есть на что посмотреть: чего только стоит эффектное сгорание тварей на манер вампиров из Blade и дьявольски красивый Ад, давящий на игрока своей помпезностью и сюрреалистичностью. Кроме основной изюминки DOOM3 — игры света и тени, атмосферу с успехом утяжеляет "веселый" эмбиент из шепотов, завываний, хриплого дыхания и пульсирующей мелодии. Единственный недостаток звукового оформления заключается в отсутствии поддержки EAX. Это, впрочем, будет исправлено грядущим патчем по настоянию компании Creative, саундблатеры которой в этой игре остались не у дел, выдавая тот же звуковой ряд, что и встроенные в материнские платы звуковые карточки.
Люди, которые ждали от DOOM3 чего-то сверхординарного, невообразимого и революционного, остались с носом. Люди, которые рассчитывали, что DOOM3, как и его предшественник, откроет новую страницу в истории жанра FPS, сильно ошиблись. Люди, которые рассчитывали получить классический, истинно id'шный геймплей, отличную графику и сочный звук, не прогадали. DOOM3 на 99% вышел таким, каким его описывал Кармак, а работу над жалким 1% сейчас вовсю ведут фанаты, выпускающие по сотне раз на дню новые моды, которые призваны исправить "недостатки" у этой практически идеальной игры... идеальной, правда, не для всех.
Вывод: этот техногенный наркотик не дает мне оторваться от компьютера уже вторую неделю. Я играю в DOOM3 и не могу остановиться. Я перепрохожу его снова и снова и не могунасытиться. Кажется, вот сейчас убью этого демона... и этого, и того тоже — и недоуменно ловлю на дисплее блики восходящего солнца. Встаю и как только что подстреленный зомби шаркаю к кровати, чтобы увидеть во сне Тьму, Холод и Кровь. Просыпаюсь и ползу на работу, чтобы провести ближайшие несколько часов, DOOMая над тем, как слинять с нее пораньше. DOOM3 — это болезнь. У некоторых из вас на нее есть стойкий иммунитет, зато остальные, вроде меня, в кратчайшие сроки перестанут называть себя людьми, а превратятся в думеров. Если разобраться — тоже не худший вариант.
|