На повестке дня новый, но отнюдь не очередной шутер от первого лица – Men of Valor (MOV), вызывающий устойчивые ассоциации с недавним Call of Duty: United Offensive (COD: UO). Правда, война другая. Та, что случилась в шестидесятые годы и долгое время терзала несчастный Вьетнам. Но суть дела это не меняет и вам вновь предстоит окунуться в атмосферу свинцового урагана, не могущего сломить честь и достоинство простых американских солдат. Эээ... ну, по-крайней мере – одного из них.

Попался, голубчик. Результат невнимательности. Сердце землянки

Храбрость, храбрость и ещё раз храбрость.

Вообще, именно тема чести, храбрости, отваги, раскрываемая через повествование об одном героическом рядовом, в первую очередь навевает аналогии с COD. Ну и, само собой, исторический пафос, впрочем, вполне уместный как здесь, так и в COD. Итак, вы – рядовой Шепард, в ходе войны попадающий в разные отряды, выполняющие задания в различных точках Вьетнама. Базовое значение миссий MOV основано на реальных событиях и помимо геймплея описывается в документальных роликах. Плюс – интересные факты можно почерпнуть из цитат различных генералов, политиков и рядовых солдат, а также простых энциклопедических выдержек, выносимых на загрузочный экран. Касательно повествования, интересен ещё один момент: письма. Если в COD данная форма использовалась достаточно скромно (что не мешало ей быть уместной), в MOV решили пойти дальше и развили её до целого общения Шепарда с семьёй. И, в общем и целом (минуя слабую озвучку текстов), сие действительно представляется интересным аспектом, ещё немного способствующим погружению в игру. Но перейдём к вещам более насущным.

Основное достоинство.

Прежде всего, MOV очень красив. Огромное разнообразие флоры, непременно покачивающейся на ветру, высокая детализация персонажей и яркие спецэффекты – всё на своих местах. Продираясь сквозь тропические заросли, чуть ли не физически ощущаешь прикосновения травы и веток. Впечатляет и вода, более всего напоминающая оную в The Elder Scrolls 3: Morrowind. Правда, при всей красоте, остаётся впечатление, что оптимизировать движок игры можно было и получше. А то выходит, что кому-то – всё, а кому-то, извините, "тормозящий шиш" (опять же, помянем добрым словом отлично сбалансированный COD). Впрочем, при больших проблемах со скоростью можно прибегнуть к понижению рабочего разрешения игры, благо, возможность имеется. Есть у визуальной стороны и ещё один недостаток: в джунглях, а в этом окружении проходит большая часть игры, бывает чрезвычайно сложно отыскать врагов. И это притом, что я подразумеваю положение стоя, тогда как в целях безопасности передвигаться лучше пригнувшись и почти полностью скрывшись в траве (а она, как вы помните, обильна и разнообразна). И если поначалу такие сложности воспринимаются данью реалистичности, то впоследствии, когда замечаешь, что врагу эта "травяная слепота" не ведома по определению, они превращаются в моменты жуткого раздражения после очередной смерти от рук невидимого противника.

Основной недостаток.

По части игрового процесса MOV не блещет оригинальностью по сравнению со своими многочисленными собратьями. Миссии линейны, достаточно стандартны и не слишком велики. И проблема не в том, что их задания – это нечто стандартное (в конце концов, что тут можно придумать нового после стольких лет экспериментов), а в том, что исполнено это без выдумки и скомбинировано без логики. Остаётся прибавить сюда неадекватный товарищеский AI, для которого не заметить врага, стреляющего в спину с расстояния трёх шагов – раз плюнуть, и получится, что в игре всё ради человека, всё во имя человека, только никто не замечает этого человека. А вот вам показательный пример игровых багов: наша миссия – добраться до лесной дороги до того, как по ней пройдёт вражеский отряд, и заминировать её. И вот, мы на месте, противопехотные мины заложены, отряд сидит в укрытии, ожидая приближения врага. Но проходит минута, проходит другая, а его всё нет и нет. Тогда, мой Шепард из чистой безысходности детонирует заряды и слышит, как командир кричит, реагируя на это: - "Отлично! А теперь добьём оставшихся!" И правда, справа из-за мистического края экрана на дорогу выплывает целый отряд вьетнамцев в компании двух буйволов (только что песни не поют). Вот тут и задумаешься: то ли это те самые, которых надо было рвануть на дороге, то ли это действительно их остаток после несостоявшегося взрыва. Но, так или иначе... А ещё, до боли смешные моменты связаны с непопаданием в точку прибытия. Дело в том, что на компасе всегда есть зелёный бегунок, указывающий, в каком направлении находится цель очередного задания. И вот, ты подбегаешь к месту назначения, и если цель заключалась в простом достижении точки, иной раз ничего не происходит. И по радикальным скачкам бегунка в пределах одного шага уже начинаешь понимать, что нужное место где-то рядом, но попасть в него, чаще всего, так и не получается, поскольку, чаще всего это попросту глюк. А зная о том, что игра в течение миссии сейвится исключительно по своему усмотрению, такие глюки каждый раз воспринимаешь как личное оскорбление или же судьбоносный знак того, что надо бросить игру и заняться разработкой плана "возмездие геймера". Более того, достаточно частые смерти каждый раз сопровождаются необходимостью пробрасывать два экрана: закадровое зачтение похоронки родителям и статистику попаданий (она же бывает по окончании миссий). Кстати говоря, система попаданий в различные части тела призрачна и разве что выстрел в голову отличается ото всех прочих своей действенностью (о разной анимации повреждений я вообще молчу). Что ещё?.. Иной раз предоставляется возможность пострелять из вертолёта или моторной лодки, но той динамики и скорости, что присутствовали в COD:UO, в таких эпизодах не наблюдается. Хотя выглядят они красиво. Досадно.

Затаившись, ожидая смерти. Зрелищно... правда не часто, Крутой парень

Небольшой минус и умеренный плюс.

Ещё один минус MOV – низкая интерактивность, что особенно обидно в связи с высоким качеством картинки. Всё-таки приятно, когда можно хотя бы лампочки разбивать. Впрочем, в COD, раз уж мы начали сравнение с ней, лампочки тоже бессмертны, но какова заскриптованная интерактивность! Ну а здесь даже заранее прописанные сцены не блещут разнообразием и обладают, как становится ясно в последствии, весьма обманчивой зрелищностью. Звуковое сопровождение игры подразумевает вольную брань ваших сослуживцев, атмосферные шумы локаций, еле слышное "shit..." вашего погибающего героя и, разумеется, самые главные на войне звуки – звуки выстрелов и взрывов. В целом, данная смесь удовлетворяет даже после анализа жестокого геймплея. Поэтому за звук и музыку, которая суть оркестр, исполняющий вдохновенные темы с вкраплениями, по-видимому, вьетнамских народных мотивов, игре можно смело поставить пятёрку.

ИТОГ.

После игры в MOV остаётся впечатление, что во всём виновата графика, под которую, судя по всему, создавалось всё остальное и из-за которой всё это потерпело крах и, возможно, лишилось многих изначально позитивных моментов. И дело не в том, что не нужно делать красивые игры. Дело в том, что нужно быть готовым пожертвовать графикой ради качества игрового процесса, дабы игра получилась красивой в широком смысле этого слова. Разработчики MOV же, как видно, пожертвовать ею не смогли. Впрочем, может, и идей особых не было. Так или иначе, шутер этот, несмотря на обильное привлечение фактов, достаточно скучен по своей сути, и только мультиплеер, который, как и многое другое, не отличается оригинальностью, сможет увлечь вас на какое-то время после прохождения половины игры. Впрочем, быть может, вам повезёт больше. Тогда не остаётся ничего другого, кроме как пожелать вам удачи!