Танк... В одном этом слове уже чувствуется нескрываемая мощь и сила нареченного им средства человеческого "умиротворения". Став поистине венценосным творением боевой военной инженерии XX столетия, он в значительной степени преобразил тактику и картину наземных битв, а также предопределил исход многих из них. Пройдя путь от неповоротливых, путающихся в собственных гусеницах громадин до мобильных, быстрых, смертоносных боевых единиц, танк на долгие годы установил свою неоспоримую гегемонию на полях сражений, внушая страх и трепет в сердца пехоты несмотря на ее гордое звание "царицы полей". И в связи с этим не может не удручать тот факт, что желание разработчиков игр к реализации в своих проектах сего достойнейшего агрегата стремится к ледяному нулю безразличия. Космические корабли, рассекающие просторы больших и малых галактик, огромные боевые роботы, победоносно марширующие по придуманным твердям этих самых галактик — даже эти футуристические до мозга костей транспортно-боевые средства претерпели гораздо больше разнообразных реинкарнаций. Они практически стали уже обыденными вещами для типичного геймерского сословия. Даже обидно немного. Но все же это играет и положительную роль! Ведь редкие появления танковых симуляторов становятся действительно отличными новостями для ищущих разнообразия игроков. Эти игры становятся отдушинами, лакомыми кусочками, диковинными зверями, если хотите. И такую роль на сегодняшний день взял на себя проект украинской компании CrazyHouse "Т-72: Балканы в огне". Чему, собственно говоря, рекомендую порадоваться и приготовиться к получению удовольствия от возможности лицезреть столь необычного гостя.
Как правильно догадался сообразительный читатель, едва взглянув на громкое название, действие "Т-72" замешано на уже успевшем затеряться в тени новостей последних лет "балканском вопросе" 1991-1995 годов прошлого столетия. Тогда под посеревшем от дыма и гари небом Югославии сошлись многие силы. А уж среди них нашли себе место и небезызвестные представители танкового семейства Т-72, Т-55 и даже раритетные Т-34. Все они в той или иной степени принимали участие в боевых действиях на Балканах, чем, собственно говоря, и заслужили право быть реализованными в нашей сегодняшней игре. В "Т-72" действительно воссозданы аж целых три танка. И соответственно по средствам каждого из них нам предстоит помогать дружественным сербам во всех их невзгодах.
Сюжет развивается на протяжении 18 миссий. Он рассказывает о тяжелых боевых буднях некоего безликого танкового экипажа. Повествует о том, как нелегко отбивать внезапные вражеские атаки и атаковать самим. Рассказывает о том, каково быть практически беззащитной мишенью для вражеских вооруженных ракетницами пехотинцев и в мгновение ока превращаться в безжалостного палача для оставшихся без прикрытия автоматчиков. Неоспоримо доказывает и то, что порою один еле заметный тактический шаг в час напряженных танковых дуэлей может стать как спасительным, так и гибельным. Словом, сюжетные миссии подобраны достаточно неплохо. Они не приедаются, хотя и не пестрят излишним разнообразием. Это просто эпизоды войны глазами отдельно взятого экипажа. И в соответствии с этим главным достижением сюжета, на мой взгляд, выступает его атмосферность. Здесь как раз таки чувствуется война. И она чувствуется буквально во всем. В качестве примера не упущу возможности рассказать о самой первой миссии. Именно она отложилась в памяти ярче всего. Словом, в миссии номер один требовалось всего-навсего перегнать на некую сербскую базу оставшийся от бежавших албанцев Т-34. Миссия началась. Посреди какой-то узкой пыльной дороги стоит наш подопечный танк. Вокруг ни души, только невысокие горы возвышаются впереди. Нет никаких подсказок по управлению доставшегося нам средства выживания. До всего приходится доходить грубым методом проб и ошибок. Наконец спустя несколько минут танк завелся и медленно поехал по дороге. Вокруг все такая же давящая тишина. Спустя еще пять минут мы оказались на горном серпантине возле крутого поворота, за которым не видно, что происходит впереди. Неожиданно из-за горы вылетает и уносится в небо очередь трассирующих снарядов, и вмиг воздух разрывает оглушительная канонада выстрелов — звуки битвы, разыгравшейся за поворотом. А вы все продолжаете стоять в своем укрытии и не знаете, что делать. Одновременно и страшно высовываться, и любопытно поглядеть, и хочется продолжить выполнять миссию. В конце концов, набравшись смелости, вы выезжаете из-за поворота и видите, что битва почти закончилась без вашего участия. Лишь только несколько вражеских автоматчиков да самоходка при виде вас начинают медленно прицеливаться. А вы, тем временем торопливо набирая скорость, пытаетесь уехать с этого проклятого перевала. Башня и пулемет, ведомые ИИ, самостоятельно прикрывают ваш отход, и вы благополучно спасаетесь. А дальше вновь появляются бескрайние поля, некошеные злаки, какой-то заброшенный барак типично колхозной наружности с грустно ползающим в сторонке самим по себе комбайном. И осталось лишь давящее чувство неведения, смешанного с ноющим страхом и неизвестно откуда появившейся усталостью, незнания, что делать дальше. Вот за это чувство, за эту атмосферу мне игра и понравилась в первую очередь.
Однако есть в ней и иные заслуживающие упоминания достоинства. К ним, честно говоря, и сходится весь смысл игры. Думаю, вы догадались, что я сейчас говорю о вопросе симулирования представленных в игре агрегатов. Как известно, экипаж танка насчитывает три человека: механик-водитель, наводчик-стрелок и командир. И если функции последнего в "Т-72" в достаточной степени урезаны, то первые двое представлены во всей красе. Собственно говоря, за них вам и придется играть практически все время. Но есть одна проблема. Поскольку разорваться надвое возможным не представляется, вам все равно придется время от времени полагаться на ИИ. А это и может подпортить удовольствие от геймплея. Имеется в виду, что, если вы отдаете рычаги управления танком компьютеру, а сами пытаетесь заняться благим делом отстрела супостатов, вам придется смириться с тем, что танк будет постоянно дергаться в поисках лучшей позиции, вертеться, уходя из-под обстрела, и вытворять прочие выкрутасы, не способствующие меткости стрельбы. Как вывод — уровень интереса неумолимо падает. Выход прост: берите управление в свои руки. Тогда ИИ будет с лютым фанатизмом и не самыми плохими результатами кормить врагов снарядами, пока вы будете уводить танк от перекрестьев вражеских пушек. Эффективно, но еще менее интересно, чем первый вариант. В общем-то, можно наловчиться вовремя переключаться между экранами и выполнять функции сразу двух членов экипажа, но для этого требуется практика. Самый оптимальный выход из сложившейся ситуации — найти двух друзей, желательно "обремененных" микрофонами, и усадить их за игру. Режим совместного прохождения действительно оживляет ее. Играть в команде с реальными людьми весьма интересно, что не замедлит в скором времени сказаться и на результатах. Что касается степени хардкорности игры, то здесь все достаточно лояльно. Благодаря внушительному выбору различных уровней сложности игра способна показаться интересной всем. Так, на самом сложном уровне не может не удивить степень проработанности танков. Большое количество показателей и факторов делает жизнь механика-водителя по-настоящему экстремальной. Стрелку же, дабы жизнь медом не казалась, тоже полагается трудиться в поте лица. Расчет силы ветра, траектории снаряда, погрешностей, — все это заставляет беднягу с завистью смотреть на место командира, которому в игре отведена лишь одна функция — круговой осмотр местности вокруг танка. Однако самое главное испытание для нашего экипажа, которое способно даже подорвать его боевой дух и заставить в панике покинуть машину, является система повреждений. Она, естественно, все-таки занижена по сравнению с реалиями, но, тем не менее, остается серьезнейшим фактором геймплея. Большое количество разновидностей снарядов, способов их взаимодействия с броней танка вплоть до рикошетов, возможность множества различных поломок, — все это ставит вопрос выживаемости, самосохранения и укрытий в первый ряд по степени важности для игрока.
При разработке "Т-72" большое внимание разработчиков было уделено вопросу графического оформления игры. Одно то, что каждая травинка в радиусе десятка метров от танка полностью трехмерна, говорит о многом. И эта трава не просто стильный предмет пейзажа — это враг. В ней может затаиться противник, который практически не виден в густой высокой растительности. Это заставляет игрока все время помнить об опасности и ни на секунду не дает возможности расслабиться. Но вот остальное в области графики как-то не впечатлило. Наверно, это дань стилю. Дело в том, что серые, блеклые текстуры, пустыри, общая окружающая неопрятность картинки хоть и отлично вписываются в общий стиль игры, но, к сожалению, совершенно не впечатляют. А вот терраформинг и физическая модель повреждений оставили положительное впечатление. От снарядов остаются рвы, из земли с помощью специального приспособления можно соорудить укрытие. Дома и прочие объекты весьма симпатичным образом разваливаются и ровняются с землей. В общем, в этом плане все на достаточно высоком, но не чрезмерном и не режущем глаз уровне, как и подобает хорошо сбалансированной игре.
Итог: На редкость удачный пример того, что лучше меньше да лучше. Несмотря на отсутствие серьезных конкурентов, вышедших за недавнее время, и общий застой в жанре, разработчики смогли заставить себя поднапрячься и выбросить на рынок действительно стоящую игру. Закрыв глаза на то, что есть некоторые недоработки в плане ИИ и графики, игра представляет собой качественный, самобытный проект, способный похитить у игроков энное количество часов.
|