Разработчикам из Tilted Mill было проще создавать стратегию градостроителя, благодаря тому, что перед глазами у них наверняка лежало предыдущее творение этого поджанра Pharaoh от Impressions Games. Пускай последнее и было создано на одном движке и имело одинаковую стратегию игры, что и Caesar и Zeus той же компании. Тем не менее, Фараон отличался вышколенной игровой составляющей, где кубик был подогнан к кубику без зазоров. От продолжателей же египетских традиций требовалось только не перемудрить с балансом постройки города, сносно всё нарисовать и избежать вопиющих багов. Им, фактически, это удалось. Хотя и не без серьезных помарок. Правда, учитывая, что костяк команды TM как раз и пришел из IG – фактически на каждой позиции новоявленной компании находится человек, так или иначе имевший отношение к той трилогии – можно было бы ожидать и большего.

Рецепт прост – побольшее, попрощее и покрасивше

Те, кто имел возможность наслаждаться в свое время Pharaoh, безусловно, легко сориентируются и в здешних песках. В этом продукте представлен всё тот же Египет, всё тот же прихотливый Нил, всё те же капризные боги. Как всегда, мы всем чего-то должны и непременно обязаны сделать это в кратчайшие сроки. А тут еще и жители так не вовремя упираются в видимые и невидимые стенки...

Сложно однозначно сказать, стало ли лучше оттого, что графика получила полное, как говорится, три-дэ. С одной стороны, да, камеру можно покрутить, поприближать, понаклонять в особо изощренных формах, наблюдать вблизи за работой, допустим, скульптора, или издали наслаждаться кучкой фермеров размером с муравьев, спешащих работать на поля. С другой – не стоит слишком уж увлекаться рассматриванием людишек и домов вплотную, ибо за качество моделей разработчики явно не собираются отвечать. Для примера, женщин и мужчин благородного сословия визуально отличить не удаётся. Приходится кликать на них, дабы получить об этом представление. Впрочем, приближать особой надобности нет, посему играем с камерой на уровне птичьего полета. А там уж прорехи не особо видны.

Так вот, четкой сюжетной линии в игре не наблюдается, а присутствует кучка чередующихся миссий. Отстроить город, построить усыпальницу, победить настырных кочевников, установить отношения с каким-либо поселением – вот собственно и все возможные цели миссий. Негусто, хотя разнообразия добавляют разные точки начала постройки города – в некоторых есть больше уже готовых зданий – а также наличие тех или иных ресурсов в пределах карты. Перед миссией выбираем поселение, развивать которое и собираемся. Обычно они, помимо названия, различаются сложностью. Ну и загрузив миссию и оценив наличествующие постройки, приступаем к созданию полноценного города.

Не могу сказать, что стало интереснее и разнообразнее создавать свой город по сравнению с творением предыдущей реинкарнации компании. Запутаннее – да, дольше – да, в какой-то степени легче. В целом разработчики сильно упростили игру, убрав так называемый параметр «цены земли». Он прилично осложнял жизнь в Фараоне и его друзьях, когда нужно было просчитывать что именно, куда и в каком количестве стоит ставить, приходилось измерять клеточки игрового поля, дабы потом дома жителей могли расти, имея более высокую цену земли и тем самым больше людей в себя вмещать. Теперь же планировка имеет значение только в плане доступности ресурсов и для людей. Так же как и упразднены понятия населенности городов (ради чего раньше как раз росли и ширились дома), и украшений, которые нынче бесплатны и радуют исключительно глаз игрока. Всё стало явно проще.

Население состоит из трех классов – конечно же, из низшего, среднего и высшего. Первые это фермеры, добывающие еду для всех; рабы, помогающие толстосумам третьего класса в их повседневной жизни, и чернорабочие – добывающие крупные блоки гранита и некоторые другие твердые ресурсы, а потом транспортирующие их куда надо. Вторые – ремесленники, выходцы из фермерских семей, создающие для продажи всякую всячину, а также солдаты, строители, пекари и много еще кто. Это самый многочисленный вид населения. И последний, третий класс, это богатенькие буратины, обеспечивающие, помимо налогов, государство детьми, которые после обучения в школе становятся жрецами, писарями, командирами и еще кое-кем. Жрецы лечат людей в больницах, помогают людям молиться, писари взимают налоги, командиры руководят войском. В общем, представители этого подкласса занимают ключевые позиции в роли вашего государства, так что и без них никуда не денешься. Вот так и приступаем постепенно, с фермеров, к постройке города. Если раньше было важно сразу рассчитывать количество жителей на одном отрезке земли, магазинов, медицинских учреждений, то теперь по мере надобности всегда можно втиснуть туда или сюда лишнее здание, ничего при этом не потеряв.

Жителям не хватает религии? Не надо сносить здания в уже построенном квартале, чтобы провести дорогу и ценой определенных жертв строить храм. Дорога здесь является бесплатным украшением, нужным исключительно для придания нужного облика городу, поэтому просто втискиваем куда-нибудь столь необходимый храм и делов-то. Людям не хватает глиняных изделий? Значит строим еще постройки, производящие эти предметы, и нет никаких заморочек с ограниченной производительностью добытчиков глины, которые были в Фараоне, так как здесь ее добывают сами работники и их дети.

Некоторые здания имеют разные функции, достаточно кликнуть на них правой кнопкой. Таким образом, храмы ориентируются на одного определенного бога, магазины продают определенный вид товаров, командиры становятся адмиралами, а к дворцу фараона покупаются пристройки, повышающие ваш авторитет. Он кстати нужен для увеличения максимально возможного количества образованных работников в городе. На него также влияет множество вещей, главным из которых является постройка собственной пятизвездочной, по-египетским меркам, усыпальницы. Последняя возводится от десяти минут до часа игрового времени. Так что ее лучше начать сооружать заранее, ибо представители королевской семьи в этой игре тоже не вечны, и если умрет фараон, а его гробница окажется неготовой – авторитету будет нанесен серьезный ущерб.

Искусственный интеллект игры иногда сильно огорчает своими выходками. Опустим временами прыгающие вперед с места на место людей, видимые и невидимые преграды для них, заставляющие их идти на месте. Иногда случаются вещи погрустнее. Если вы построили магазин рядом с жителями, но не в том, по их алгоритму просчитывания, месте, то они будут подходить к нему, думать, что делать дальше, затем появляться на другом участке земли, чтобы опять проделать путь до этого магазина, с целью купить столь нужную вещь, и вновь телепортироваться невесть куда. И так до тех пор, пока не придет жена нерадивого мужика и не купит всё, что ему нужно. По крайней мере, у меня так и было – особь сильного пола где-то полчаса крутилась, оставляя весь свой дом в низком настроении из-за нехватки мебели, а женщина, как и положено, напролом прошла через пару зданий, купила, что надо и благополучно вернулась обратно. Мужика я усмирил только поменяв место дислокации пресловутого магазинчика мебели.

Фирменной фишкой Фараона были ярко отличающиеся друг от друга люди, готовые по правому клику мышкой на них рассказать, что им нравится в городе, а что коробит. Здешнее население разговаривает уже само по себе, в основном с кем-либо и обычно на не особо интересующие нас темы. Вот мальчик поворачивается к маме и говорит, что он будет в будущем фараоном, а та замечает, что так же думала в детстве. А тут мужчина просто приветствует мимо проходящую женщину и получает в ответ ту же реплику. В свою очередь, чернорабочий, который тащит тяжелый кусок камня, жалуется, что ему тяжело. Эти неплохо озвученные реплики можно услышать по мере приближения камеры, жаль только, они довольно редки. А музыка, в свою очередь, довольно быстро приедается и заставляет отключить себя в опциях.

Добротно

Не знаю, ждет ли успех IC на мировых геймерских рынках, но, тем не менее, вещь достаточно интересна для того, чтобы в ней как следует разобраться, и потом насладиться в течение некоторого, достаточно продолжительного времени. В чем-то она удалась, в чем-то не очень. А в целом, добротный продукт. Ныне и такие вещи на весь золота. Да и, как-никак, поклонникам Impressions Games посвящается и рекомендуется.