В Великой Отечественной Войне было три переломных момента: Сталинградское сражение, Битва на Курской дуге и Киевская освободительная операция. Большинство из них были тем или иным образом отражены в играх про Вторую Мировую. Переправа через Волгу в Call of Duty, оборона Курской дуги в United Offensive, откручивание руки статуе Сталина в Codename: Panzers – эти моменты мы запомнили навсегда. Над одними мы смеялись, проходя другие, рыдали, глядя на третьи, ругались благим матом на катастрофическую неграмотность западных девелоперов в плане Великой Отечественной. Город на Волге не являлся любимой темой для игр, разработчикам больше по вкусу бесконечные пляжи Нормандии с последующим освобождением бесчисленных французских деревенек. Чаще всего ожесточенные бои в Сталинграде проскакивали в играх небольшими эпизодами, лишь напоминая, что был такой город. Однако теперь все изменилось, потому что компания DTF Games не поленилась и воссоздала всю историю Великого Сражения в мельчайших подробностях на наших с вами любимых PC. Игра Сталинград ожидалась с огромным ажиотажем, обещая быть "другим" Блицкригом. Нескончаемые беседы на форумах, свежие видеоролики, панорамные скриншоты, выкладываемые на официальном сайте – все это вызывало интерес к игре у все большего количества людей. И вот, 3-го декабря, состоялся релиз многообещающей стратегии. Что она из себя представляет, и получилось ли у разработчиков придать ей воистину переломную атмосферу, вы узнаете с минуты на минуту.

Не буду начинать свое повествование с рассказа о событиях, происходивших как в самом городе, так и в поселках неподалеку, – об этом написано в учебниках истории. Особо любознательным рекомендую прочитать книгу знаменитого Василия Зайцева (да-да, тот самый снайпер!) "За Волгой земли для нас не было", где наиболее исчерпывающе рассказывается о переправе через Волгу, сражениях на Мамаевом кургане, битвах на территории завода "Красный Октябрь" и многих других знаменательных событиях Сталинградского Сражения.

Движок Блицкрига – первый в России, подвергшийся настоящему лицензированию. Мощная технология для разработки игр жанра strategy стала доступна всем желающим. Движок буквально стали расхватывать – сразу же было анонсировано более трех игр на нем. В Dark Fox ваяют игру Первая Мировая, команда G5 Software параллельно с Метро-2 ведет разработку Карибского Кризиса, в который будут встроены элементы TBS, а Койоты от белорусской Arise будут похожи на Fallout. Не осталась в стороне и питерская команда DTF Games. Опустошив местные библиотеки, нарыв кучу информации, сотни фотографий и видеопленок, проштудировав еще раз свои школьные учебники, молодая компания незамедлительно начала разработку игры. Движок остался практически нетронутым. Рассказывать о блицкриговской графике нет никакого смысла – в эту замечательную стратегию от Nival Interactive не играли только ленивые. Потрясающее сочетание 2-D и 3-D графики делали картинку очень красивой и оригинальной, но практически не требовательной к железу. Сталинград ни капельки не выглядит устаревшим, хотя движок был написан более года назад. Все усилия разработчиков были брошены в основном на создание небывалой атмосферы и захватывающего геймплея. Правдоподобность и историчность – тоже неотъемлемые атрибуты этой игры, которая мгновенно переносит игрока в военные годы.

Нас ожидают 43 миссии, насквозь пропитанные кровопролитными боями. Две огромные кампании за Вермахт и РККА. Практически все карты в игре были воссозданы по реальным тактическим чертежам, фотографиям и документам. В игре доступно всего лишь два уровня сложности: в одном войска игрока имеют явное преимущество, другой гордо именуется "в соответствии с историческими реалиями".

С первой же миссии у меня появились некоторые сложности из-за потенциальных плюсов игры. Дело в том, что разработчики намного повысили время сохранения останков техники на поле боя. Если в Блицкриге через пару минут подбитые танки растворялись, то здесь они могут лежать до конца миссии. Несомненно, это придает реалистичности, да и выглядит все намного зрелищней. Однако большинство первых миссий основываются на захвате различных мостов и переправ, ширина которых не сильно превышает ширину техники. И подбитый на таком мосту танк становится огромной проблемой, заграждая путь остальным юнитам. В таких случаях помогает лишь загрузка последнего сейва.

Отдельное спасибо хочется сказать разработчикам за сбалансированные технические данные. Все как по-настоящему. Наша любимая Т-34 способна в одиночку вынести кучу легких немецких танков, успевай лишь снаряды подвозить. "Катюши" – это что-то потрясающее. Огромная площадь поражения и скорострельность заставляют немцев дрожать от страха. Играя за них, вы это поймете. Также большинство дальнобойных орудий, включая минометы и упомянутые "Катюши", могут запросто вести огонь через всю карту.

Значительную роль теперь играет пехота, превратившись из обыкновенного пушечного мяса чуть ли не в ключевых юнитов игры. Наступать танками на хорошо защищенные противотанковыми пушками позиции противника бессмысленно – в лучшем случае уцелеет лишь половина вашего войска. Однако если послать туда пехоту, предварительно выбрав правильный режим атаки, можно с легкостью отбить немного тяжелых орудий, потеряв лишь несколько человек. Да что говорить – некоторые миссии специально так и построены. Прямо – окопавшийся враг, справа – болото. Танки по нему не проедут, а вот пехота… Идет в обход и заходит с тыла. Мощный удар с двух направлений – минимум потерь, максимум результата.

Моделеры постарались на славу. Техника выглядит не просто как настоящая, а как "живая". Помимо башни на танках частенько можно заметить всякие ящики, бочки и прочие мелочи повседневной военной жизни, привязанные к броне. Это говорит, что танки были не просто машинами, они были для танкистов вторым домом.

Но не только техникой славен Сталинград – множество исторических зданий было реконструировано по старым архивным фотографиям. Тут вам и знаменитый Универмаг, и здание вокзала, и не менее известный фонтан "Дети, танцующие вокруг крокодила". Разрушенный город потрясающе передает гнетущую атмосферу, когда круглые сутки шли бои, когда одно здание переходило из рук в руки по нескольку раз в сутки. Битва за Мамаев курган показывает всю масштабность боевых действий.

Звук отражает войну на все сто. Птички не поют, ветер не дует. Лишь где-то вдалеке строчит пулемет. С другой стороны только что разорвался снаряд. Если бы современные технологии позволяли бы передавать запах (пороха, крови и т. д.), война просто влилась бы в комнату.

Вставить в игру "такую" музыку – шаг очень смелый и оригинальный. Одно дело, когда играют просто военные марши, как в Блицкриге, а тут музыка явно рассчитана на любителя. Питерская рок-группа "Скафандр" написала несколько композиций, которые, несомненно, отлично вливаются во всю концепцию игры, придавая еще больше атмосферности.

Сталинград удался – это факт. Не слушайте тех, кто говорит, что это тот же самый Блицкриг. Эти люди абсолютно не разбираются в играх. Слово "стратегия" для них означает "выделил, послал, замочили, победил". Здесь же все совсем по-другому. Учитывая все характеристики, нужно уметь правильно расставить войска, знать каким танком против какого идти можно, а против какого нельзя. Нужно уметь читать карту, видеть игру, предугадывать действия врага, "быть Маннергеймом"*. Вникнув атмосферу, влившись в игру, вы, несомненно, почувствуете себя на войне, вы почувствуете всю важность этой битвы. Забудьте про Блицкриг, представьте, что это новая игра, и покажите всем свой тактический гений – освободите Сталинград!

*- Учившийся когда-то в России Маннергейм отлично знал тактику русских войск, поэтому во время Советско-Финской войны он активно сдерживал натиск русских солдат, заставив нашу страну победить ценой наиогромнейших потерь.