Что ни говори, а патриотическое воспитание в Соединенных Штатах поставлено на очень высоком уровне. Каждый ребенок гордится тем, что он американец. Каждый взрослый четко знает, что американцы — "самые-самые" в мире. И уж, конечно, каждому известно, что все наиболее важные события в мире произошли при участии американцев. Далеко за примерами ходить не надо — достаточно взглянуть на любую американскую книжку по истории. Неудивительно, что и в истории Второй мировой войны американцы пошли по тому же пути. Войну, как известно, выиграли американцы. А Советы? А что Советы — они никак не могли с немцами справиться, пока не произошла высадка в Нормандии. О том же, что сами хороши и в Италии застряли до самого конца войны, что противостояли им отнюдь не отборные немецкие части, и тому подобном "звездно-полосатые" предпочитают не вспоминать.
К чему я развел это вступление? Да к тому, что сегодня хочу рассказать об игре D-Day, в который уже раз повторяющей события высадки в Нормандии и продвижения армий западных союзников по Франции.
Когда мне в руки попался диск с игрой, первой мыслью было: "ну вот, очередная ерунда, имеющая только одну цель: снова уверить граждан США в их правоте и непобедимости". В чем-то я был прав (ура-патриотизм из игры лезет просто клоками), а в чем-то — и нет (качество проекта оказалось значительно выше ожидаемого). Впрочем, не будем ставить телегу вперед лошади и посмотрим на все по порядку.
Сама по себе игра является тактической стратегией, посвященной боям за Нормандию и Францию в 1944 году. Нам придется управлять небольшими подразделениями в боях с превосходящими силами противника. Есть три игровых режима: кампания, одиночная миссия и мультиплейер. Последний, конечно, интересен, но только для истинных поклонников. Кампаний в игре три, в каждой по четыре миссии. Причем прохождение можно начинать с любой из трех кампаний, но рекомендуется все же проходить по порядку (по причине возрастания сложности). Ну, а прохождение одиночных миссий мне понравилось больше всего (кстати, миссии те же, что и в кампаниях, и открываются не сразу). Причина проста: если в кампании нам выдают строго определенный отряд, то при прохождении миссий его можно сформировать самому. Нам дадут определенное количество очков, которые тратятся на наем отрядов. Повторно проходить интересней, как и самому формировать армию, — рекомендую попробовать. В любом случае: играете вы кампанию или же одиночную миссию, — в начале игры у вас есть войска и боевые задачи, которые бывают обязательные, дополнительные и секретные.
Обязательные придется выполнить для прохождения миссии, дополнительные и секретные сильно облегчат дальнейшее прохождение в кампании. Кстати, относительно последнего типа миссий: не такие уж они и скрытые. Приведу простой пример: мы встречаемся с представителем французского Сопротивления и просим срочно передать сообщение по рации. Он нам объясняет, что быстро связаться с товарищами не может никак — нужно добраться до передатчика, а туда идти очень долго. Но вот если бы у него был транспорт... Остается только догадаться, что французу надо подогнать мотоцикл, стоящий неподалеку (предварительно перебив охрану) — и секретная миссия выполнена. Время на выполнение заданий обычно не ограничено. Но попадаются и исключения — определить их поможет счетчик времени, тикающий вверху экрана (а также текст поставленной боевой задачи). В большинстве же миссий можно спокойно подумать и не торопясь выполнить все, что от нас требуют. Наличествует также активная пауза, что не может не радовать тех, кто не успевает следить за событиями на разных концах карты.
Видов подразделений в игре множество неописуемое. Есть и пехота, и танки, и артиллерия. Они делятся на подгруппы. Например, среди пехотинцев будут снайперы, стрелки, офицеры, саперы, разведчики и т.д. Вот только авиации (в качестве отряда для выбора) нет — она может только вызываться специальной командой. У многих отрядов имеются специальные способности (показываемые при наведении курсора на солдата/технику). Так, офицер обладает большим радиусом обзора, снайпер смертоносен против живой силы противника. А саперы могут минировать (и разминировать), а также взрывать объекты. В результате — при правильно подобранном и сбалансированном подразделении можно справиться с врагом без особого труда. Для этого достаточно лишь научиться управлять своими подчиненными. А это с опытом обязательно придет. Для каждого юнита есть ряд характеристик (вроде силы атаки, уровня подразделения, количества очков жизни, брони у танков и машин и проч.). Естественно, чем выше уровень подразделения, тем лучше оно будет сражаться. Для техники также есть показатель количества солдат, которые она может вмещать. И если для грузовиков он определяет лишь число перевозимых юнитов, то для танков и артиллерии является уже более значимым. Чем больше человек управляют боевой техникой, тем лучше будут ее характеристики. Рассмотрим банальный пример. Даже двоих солдат можно сделать расчетом для орудия Flak 88mm (немецкая зенитная пушка, использовавшаяся также для поражения наземных целей). Но только если довести команду до шести человек, оно получит высокую эффективность. Отдельно взятые юниты могут дать оружию дополнительные преимущества. Например, разведчик в составе расчета повысит обзор пушки, а командир — и обзор, и скорость стрельбы. Вообще командиров я бы рекомендовал помещать в самые важные единицы техники — бонусы офицеры дают просто неимоверные. Танк с офицером и без него — два разных танка. У каждого подразделения, которое может атаковать, есть две важные характеристики: радиус обзора и дальность стрельбы. Они почти никогда не совпадают (зачастую радиус обзора меньше), что вынуждает нас применять разведчиков и офицеров для целеуказания. Тот, кто видит дальше, дальше стреляет и, как следствие, выигрывает. Держите это в уме, и вы не прогадаете.
Игровой процесс сильно напоминает аналогичный в "Блицкриге". Мы продвигаемся по территории, уничтожаем противника, захватываем ключевые точки. Зачастую приходится "поднапрячься", чтобы выкурить надоедливых фрицев из особо мощного укрепления (играть за немцев, увы, нельзя). А уж укрепились немцы на совесть. Стоит только подумать, что "через во-о-он ту дорожку можно перебежать безопасно", как вы наткнетесь на огневую точку, поддержанную каким-нибудь бронетранспортером. И вот результат: половина отряда погибла, а вторая, отстреливаясь, "храбро наступает в направлении, противоположном позициям врага". Так что не расслабляйтесь. И не забывайте применять все возможности, предоставляемые игрой. Окапывайтесь, когда ждете атаки, занимайте выгодные позиции в зданиях, реквизируйте у врага технику. Кстати, о ней, родимой. Если вам удастся "вырезать" расчет/экипаж и взять танк или пушку целой, не стоит стесняться пользоваться таким преимуществом. Тем более, что о патронах особо беспокоиться не придется — их запас не ограничен. Так что реквизируем у врага его танки, подкрепляем их его же пушками и — вперед, к победе. Такой путь оправдан еще и потому, что слишком часто выданных на миссию единиц бронетехники и артиллерии недостаточно для успешного (и не нудного) прохождения. Враги, само собой, будут мешать вам всеми силами. Числом они обычно превосходят вас намного, но вот искусственным интеллектом игра похвастаться не может. Нет, он есть, но не очень качественный. Приведу ярчайший пример. Мы атаковали немецкую пулеметную точку, уничтожив расчет (мой отряд засел в отбитых у противника окопах). Что делают три немца, стоящие неподалеку ("наших" было двое)? Один бросается к пулемету, второй — к другой линии окопов, третий завязывает перестрелку. Мы убиваем того, что бежит к пулемету, потом стрелка, а уж потом — "труса". Результат — у нас потерь нет, у них — трое бойцов. А раны не страшны, потому что в команде обычно есть медик, который лечит (танки тоже можно ремонтировать). В общем, грамотно спланированный бой принесет вам победу. Неприятно, что слишком большую роль в сценариях играют скрипты. Порой можно такого натворить, используя дырки в сценарных планах. Нет, здесь надо было еще поработать. У бронетехники есть несколько видов брони (лобовая, боковая, кормовая), и целиться можно в различные части танков и бронемашин (в том числе в гусеницы). В некоторых миссиях вы можете вызывать себе артиллерийскую или авиационную поддержку (особенно сильна первая), что также неплохо. Поможет вам и разведывательный самолет. Но все это уже детали, свидетельствующие о том, что над игрой все-таки работали на серьезном уровне.
Историческая составляющая игры находится на небывалой высоте. Перед каждой миссией вы увидите не только брифинг, но и историческую справку с фотографиями по соответствующим реальным событиям. Но это еще цветочки, настоящие ягодки — в меню. Там можно посмотреть кинохронику времен войны и послушать рассказы участников освобождения Франции. Причем не только американских солдат и офицеров, но и членов движения Сопротивления. Нам расскажут и о самой высадке в Нормандии, и о партизанском движении, и о сражениях в бокажах (нормандских зарослях), и о многом другом. Причем на удивление ура-патриотических лозунгов куда меньше, нежели можно было ожидать. Игра занимает два диска именно из-за изобилия видеоматериалов. И это скорее положительный момент. Да, американцы выпячивают свои достижения, но ведь вся проблема в том, что они действительно кое-чего достигли в войне. А у нас об этом известно мало, и "День "Д" может восполнить пробелы в образовании. Наконец, есть в игре и энциклопедия юнитов, которая покажет юнит, расскажет об истории его появления и применения, а также даст его боевые характеристики в игре. Энциклопедия лично мне очень понравилась: материала не так уж много, зато все изложено по теме. Так что не пропустите этот пункт меню и почитайте информацию о пехоте, артиллерии и бронетехнике западных союзников и стран Оси.
Но есть и разочаровывающие моменты. Так, не радует малое количество миссий. Особенно то, что карты для одиночных миссий совпадают с аналогичными в кампаниях. Плохо то, что отсутствует Советский Союз. Хотя игра и посвящена "Дню Д", было бы разумно уделить часть времени, потраченного на разработку, Восточному фронту. Не все же одним американцам немцев бить. Кстати, и от кампании за противоположную сторону (Ось) многие бы не отказались. И еще один момент: в игре есть ряд ультрамощных отрядов. Те же снайперы в количестве от пяти человек "выкашивают" пехоту, как косцы — сено. А их можно взять гораздо больше (хотя в миссиях и стоит количественный ограничитель на каждый тип юнитов). Непорядок, товарищи разработчики, — для подогрева интереса приходится искусственно самому себя ограничивать. Графически игра выполнена на высоком современном уровне. Юниты прорисованы хорошо, танки при уничтожении горят, взрывы, бомбежки и обстрелы также очень неплохи. Да и звуковое сопровождение не подкачало — как звуки боев, так и разговоры.
Оценка: 8. Перед нами игра на тему высадки американцев в Нормандии — один из немногих "проамериканских" проектов, заслуживающих внимания. Хорошая боевая система, неплохая графика, большое количество отрядов (со спецспособностями) и исторического материала, — все это вместе взятое привлекает внимание к проекту. Если в будущем в игре появятся еще новые карты и кампании, цены ей не будет. Всем поклонникам военно-тактических игр стоит установить и разочек взглянуть на творение Digital Reality.
|