Макс Пейн, несмотря на весь трагизм своего образа, на самом деле далеко не одинок. Образ мученика-мстителя, супергероя, которому нечего терять, в игровой индустрии и кинематографе явление частое. Тут и Лоренцо Ламас из боевика "Отступник", и мистер Ван Дамм в амплуа беглого заключенного Сэма из фильма "Некуда бежать". Новоявленная звезда Ума Турман со своей неутолимой жаждой мести коварному Биллу из той же оперы. Еще можно припомнить кудрявого киллера по прозвищу 47-ой... Да мало ли их, отчаянных ангелов смерти, вселяющих ужас в сердца обидчиков? Впрочем, иным эти персонажи кажутся лишь психованными шизофрениками...

Фрэнк Кастл (Frank Castle) не лучше и не хуже своих товарищей по несчастью. Его образ родился в Marvel-комиксах, а в играх впервые отметился в 1993-ем году. Игроизацией мстительных похождений Фрэнка занялась Capcom. Из-под ее пера вышли аркады Final Fight, Nick Fury и собственно The Punisher. Volition воплотила старого героя в экшне. Фрэнк хладнокровным убийцей бродит по Нью-Йорку, "помогая" полиции снижать уровень преступности. Потеряв в гангстерских разборках семью, мистер Кастл в корне пересмотрел методы борьбы с незаконными бандформированиями, презрел конституцию США со всеми ее поправками. The Punisher - это, по сути, обмельчавший Max Payne. В игре нет bullet time, и сам герой прописан куда хуже. Если Максу мы еще могли сопереживать, сострадать и сочувствовать, то квадратный, с трехдневной щетиной подбородок Фрэнка не вызывает таких эмоций. Не похож верзила на жестоко битого жизнью копа. Скорее на маньяка-супермена с железной чушкой вместо головы.

Игровые качества от такой интерпретации героя, впрочем, много не теряют. Путешествуя по злачным местам Нью-Йорка, мы стреляем, стреляем и еще раз стреляем. Благо, средств уничтожения в избытке: пистолеты, автоматы, огнемет, базука, снайперка. Стрельба с двух рук "по-македонски", стрельба с двух рук из разного оружия... Может, Кастл не умеет театрально страдать, зато искусством убийства владеет виртуозно.

Стоит хорошенько поискать, и здесь даже обнаружится хилая пародия на bullet time. Называется она Slaughter Mode. В этом режиме незначительно замедляется время, а на смену огнестрельному оружию приходят бесконечные метательные ножи. Копаем глубже, и наряду с призраком Макса Пейна в образе Фрэнка начнут проглядывать жутковатые черты Кэша из Manhunt. Бесчеловечное темное эго вырывается из борца за справедливость во время допросов. Игроку дарована возможность мило беседовать с любым негодяем, как это было, скажем, в Splinter Cell. Ясное дело, подавляющее большинство противников знает еще меньше нашего, однако ряд особо выделенных в толпе NPC способен подкинуть пару-другую интересных мыслишек. Хотя даже допрос ничего не сведущей в высших материях "шестерки" не окажется бесполезен. Мистическим образом пытки других людей пополняют Фрэнку жизненную энергию... В нашем распоряжении имеется четыре способа извлечения из врага необходимой информации - один другого кровожаднее. Кроме того, в нескольких игровых локациях в дело идут особые методы допроса, так или иначе, задействующие предметы окружения. Вы, скажем, можете неторопливо погружать голову респондента в огонь камина или методично зажимать ее дверцей автомобиля. В общем, есть, где разгуляться.

Несколько особых приемов припасено для функции quick-kill. Возможность провести "быстрое убийство" открывается, стоит вам подойти к противнику вплотную. Расстрел в упор, перелом шеи и прочие садистские шалости весьма забавны... первое время. Проблема в том, что для 10-15 часового single-player'а изощренных способов допроса и грациозных смертоносных приемов слишком мало. Игра рискует наскучить еще и потому, что проявляет чрезмерную лояльность в плане уровня сложности. Даже на отметке "Hard" вы смело можете, собирая корпусом пули, подлетать к негодяям вплотную. Пара милых "допросов" - и здоровье снова восстановлено.

По злой иронии разработчиков, все события, разворачивающиеся на экране, также являются результатом допроса, только уже самого Фрэнка. Он, якобы, рассказывает полиции, как было дело. Я бы на месте мистера Кастла не преминул упомянуть о непроходимой тупости нью-йоркских бандитов. Мало, что головорезы испытывают серьезные проблемы с меткостью, так они еще и прячутся из рук вон плохо. Скажите, разве может решетчатая лавочка в парке служить надежным укрытием от пуль?

Оформление локаций оставляет желать лучшего. Не так уж много на них объектов, кроме пресловутой лавочки. Да и те, что есть, большей частью неинтерактивны. Лишь бутылки на барных стойках поддаются на уговоры свинцовых пуль и разлетаются стеклянными брызгами. А вот банальные телеэкраны проявляют стоическую твердость характера, ни за что, не желая покориться раскаленным кусочкам металла. Лишь персонажи не вызывают нареканий. Особенно Фрэнк. Пусть он походит на брата Терминатора, зато выполнен с технологической точки зрения высокопрофессионально. Разработчики не пожалели ни полигонов, ни текстур, ни кадров на анимацию.

Max Payne без bullet time. Manhunt без атмосферы. Не хватает The Punisher какой-то неуловимой детали, благодаря которой игры врезаются в память. Нет, он совсем не плох, но и на лучшего из многих никак не тянет.