На заре возникновения электронных развлечений графика не играла никакой роли. Разве за внешнюю красоту люди полюбили "Тетрис"? Разве спецэффекты часами удерживали игроков в вымышленных мирах первых стратегий и RPG? Сегодня, в век высоких технологий, практически каждый разработчик, потея и задыхаясь, гонится за графическим совершенством. И порой в этой погоне забывает обо всех остальных составляющих игры. Куда больше смелости и неугасающего оптимизма нужно, чтобы махнуть рукой на графику и бросить силы только на геймплей. Ведь игровой процесс в таком случае должен быть едва ли не гениальным, иначе в сторону игры никто даже не посмотрит.

За Europa Universalis народ пропадал и пропадает часами, хотя нет в ней ни полигональных кораблей, ни эффектных взрывов. Аналогичная по концепции Hearts of Iron добилась меньшего успеха, хотя и не оказалась провальной. Просто не все принципы Europa Universalis оказались применимы в условиях Второй Мировой, о которой вела повествование Hearts of Iron. Минуло три года, и Paradox выпустила грандиозную работу над ошибками под названием Hearts of Iron 2.

Графически проект не претерпел кардинальных изменений. Это по-прежнему царство испещренных значками карт, извилистых стрелочек и десятков, сотен таблиц. Несмотря на значительные улучшения интерфейса, диалог игры и геймера все равно тяжеловат. В считанные минуты ты можешь захлебнуться потоком сообщений, статистических сводок, каких-то планов и новостей. С непривычки напрягает, хотя со временем осваиваешься. Дело лишь в терпении.

Hearts of Iron 2 вверяет в наши руки бразды правления всеми сферами жизни того или иного государства. В первую очередь, разумеется, его вооруженными силами. Затем экономикой: оружие нужно изготавливать или закупать на какие-то средства, да и продовольствие солдатам, как ни крути, необходимо. Вы же ведаете дипломатическими вопросами, обеспечивая круг союзников и стратегических партнеров в торговой сфере.

Впрочем, столь тяжкий груз обязанностей ляжет на плечи игрока лишь в четырех глобальных кампаниях, охватывающих мировую историю за период с 1936 по 1947 год. Для ленивых и новичков предлагаются облегченные варианты в виде сценариев. Последние включают в себя, наряду с такими "попсовыми" вещами, как операции "Барбаросса" и "День "Д"", ряд менее ординарных событий. Например, вымышленную войну между Аргентиной и Бразилией, спровоцированную Германией и США. Или интервенцию фашистских войск в Чехословакию.

В сценариях полномочия игрока несколько сокращаются. Скажем, в аргентино-бразильском конфликте нет нужды беспокоится об экономической стороне, ибо враждующие державы финансируются Германией и США. Начинать знакомство с Hearts of Iron 2 лучше как раз со сценариев, играющих роль дополнительных обучающих миссий (помимо четырех основных).

Боевая техника всех стран, как наземная, так и водная, и воздушная исторически достоверна. Да что там техника! Играя за Германию, вы будете делать госзаказы заводам Круппа, а одним из персонажей американцев является сам генерал Эйзенхауэр. Жаль, ни танков, ни самолетов, ни фабрик Круппа, ни самих Круппа и Эйзенхауэра воочию нам не увидеть. Hearts of Iron 2 ориентирована исключительно на поклонников вдумчивой стратегии и тактики, совершенно не заинтересованных в зрелищном отображении боевых действий. Им она откроет невероятной глубины и проработанности игровой мир, где можно пропадать сутками. Но только им.