Страницы: 1 2

Материал был ранее
опубликован в журнале "Игромания".
Размещается с разрешения
редакции журнала.

Разработчики спортивных симуляторов всегда были в трудном положении. Не каждый день обыватель получает возможность взять в руки штурвал истребителя или потренироваться в стрельбе из снайперской винтовки, но с баскетболом таких проблем не возникает. Мяч куда приятнее на ощупь, чем клавиатура, а солнце ярче монитора... У спортивных симуляторов нет будущего? Как бы не так!

Баскетбол — не просто беготня с мячом, это — шоу, цирковое представление, драматический театр и интрига одновременно. NBA Live 2005 — не просто слежка за оранжевым шаром, а вовлеченность в процесс и иллюзия присутствия.

Такой эффект обеспечивают детали: графика, невероятно правдоподобная динамика игроков, великолепный комментарий, многочисленные повторы. Десяток клавиш позволяет демонстрировать чудеса акробатики, вызывающие у гимнастов острое чувство неполноценности. Зрители, как и в большинстве аналогичных игр, не блистают разнообразием лиц, манер и смыслов жизни, зато игра получилась не слишком требовательной к системным ресурсам.

Не обошлось без недостатков: дух приставок без устали витает над NBA Live 2005. Интерфейс иногда шокирует владельца персонального компьютера своей нефункциональностью. Программисты явно вошли в долю с разработчиками игровых устройств, так что без геймпада часть очарования теряется. Впрочем, привыкнуть к клавиатурному управлению удается достаточно быстро.

Как водится, очередной раз исправлены ошибки и недоработки прошлогодней версии, графика приподнята на новый уровень (временами просто поражающий воображение), добавлено несколько новых режимов. Когда через месяцы симфоний на клавишах обычная игра все-таки надоедает, удивленному почитателю баскетбола открываются новые режимы, наконец-то “вылизанные” до приятного состояния.

Такая долгоиграбельность обеспечивется многослойностью “баскетбольного пирога”. За именем NBA Live 2005 скрываются симуляторы сразу трех разных жанров: баскетбольного действия, тренера и менеджера. Конечно, разрываться между ними совсем не обязательно: можно выбрать любимый и сконцентрироваться на нем. С другой стороны, только полный состав гарантирует максимальное удовлетворение. Игра иногда наводит на мысли о трехголовом драконе, у которого каждая голова — ас в своей области, будь то поэзии или программировании. Поэтому последуем принципам раздельного питания и будем знакомиться с “Горынычем” по мере поступления голов.

Action

Разработчики решили не запутывать игрока лишний раз: верхний пункт меню Play now позволит начать игру, не отвлекаясь на изучение правил, подбор игроков и другую подобную чепуху. Мяч в руки — и вперед, к победе!

Кроме обычного матча, есть возможность игры один на один: Game modes -> 1 on 1. Кто сильнее: Шакил или Яо Мин? Ответ мы получим только после дуэли. Игра один на один полезна еще и для тренировки: когда рассчитываешь только на себя, обучение идет быстрее. Если вы не уверены в своих силах, перед игрой потренируйтесь: для этого в основном меню есть специальная площадка — Game modes -> individual practice.

Чтобы не отвлекаться на замены, не включайте режим усталости: ваши подопечные будут бегать бесконечно (In-game settings -> stamina bar). В конце концов, во дворе играют без замен! Для гурманов глубокого погружения введен режим одного игрока: в этом случае вы будете играть только за кумира. Увлекательность такой игры сомнительна — большей частью придется следить за действиями компьютера. Впрочем, этот вариант можно порекомендовать баскетболистам для виртуальных тренировок. Устанавливается режим прямо во время матча: Select controller -> клик на значке -> Player lock. Не отходя от мяча, пытливый пользователь может поэкспериментировать с настройками: меню дает достаточный простор шаловливым рукам. Пункт Stats central показывает всевозможную статистику по игре, карту успешных и провальных бросков, прогресс второстепенных задач. Пункт Playbook позволяет настроить тактику команды, а пункт Rules — особенности трактовки правил. Preferences управляет звуковыми настройками и повторами, а Gameplay settings — различными аспектами самого действия.

Атака

Основа действия — пас. Пасы бывают обычные и на дальние дистанции, причем противник успешно перехватывает и те, и другие. Для пасов особой премудрости не нужно — пусть их делают те, кто умеет. Доверять сложный пас центровым — значит отдать мяч сопернику без борьбы.

Дальние пасы начинают все быстрые атаки. Защитники часто не успевают за скоростными передачами, и игроки бросают мяч без помех. Заканчивать такие атаки можно и эффектно — из-под кольца, и эффективно — трехочковым броском. Расставаясь с мячом, следите, чтобы вы не были заблокированы. Кроме того, не забывайте: на действия влияет и длительность нажатия клавиши.

Профессионализм игрока NBA Live 2005 состоит в том, чтобы максимально использовать способности владеющего мячом игрока. Центровые — не самые подходящие кандидаты для дальних бросков, а легкие защитники не слишком полезны под щитом.

Существует несколько вариантов результативных атак. Видимо, я не раскрою государственной тайны, сказав: трехочковые броски приносят больше очков, чем двухочковые. Конечно, риск при дальних бросках выше, поэтому и подготовка к ним важнее. Эффективно набирать по три очка могут только опытные снайперы, поэтому привилегию атаковать издали оставляйте за избранными. К счастью, они помечены специфичным значком (тройка) рядом с фамилией. На успех броска влияет и разница в росте.

Дальние броски легко заблокировать, поэтому сначала нужно вывести игрока на атакующую позицию. Исполнить задуманное поможет быстрая перепасовка или заслон другим игроком. Для паса можно привлечь и центрового, если тот умеет давать хоть сколь-нибудь точные передачи. Впрочем, иногда легко забить и через зазевавшегося защитника. Чаще всего это бывает в начале атаки, пока защита не стала позиционной.

Обычно у противника хорош в блокировке только один игрок. Что ж, не стоит пытаться перебросить его, найдется и полегче путь к кольцу. С другой стороны, случается, у вашего нападающего мяч просто валится из рук. И у компьютерных игроков бывают неудачные дни — замените его на более счастливого.

На заметку: перед броском полезно на секунду нажать клавишу бега (левый Ctrl). Смысл действия непонятен, но помогает!

Броски со средней дистанции чаще оканчиваются успехом. Если ваши высокие игроки умеют бросать (это не так уж часто встречается), такие атаки позволят обеспечить максимальный процент попадания. К сожалению, при такой атаке велик риск перехвата.

Прямые броски прямо из-под щита рискованны: их часто накрывают. Под щитом гораздо эффективнее клавиша S: в зависимости от способностей ваш игрок либо забьет сверху, либо мягко забросит мяч в корзину.

Проходы под щит —красивейший тип атак. В результате нескольких обманных движений защитники часто теряют ориентацию, и дорога к кольцу становится открытой. Особенно полезна такая тактика при персональной опеке. Основная сложность в том, что нужно оценивать текущую ситуацию на площадке: если под кольцом торчит центровой противника, у атаки мало шансов на успех.

Высокий и ловкий центровой позволит забивать с помощью навесов на щит. Поэкспериментируйте немного — и вы ясно увидите позицию, при которой центровой не будет промахиваться. Перехватить такой навес почти невозможно, так что это — верный способ набрать легкие два очка.

Защита

Основа защиты держится на двух принципах: “выдавливать” противника подальше от щита и блокировать броски. Выдавливание позволит максимально затруднить жизнь сопернику, а блоки защитят кольцо. Главное тут — хорошая реакция. Впрочем, компьютер есть компьютер: если уж он захочет забить, его ничто не остановит. Основной принцип — не давать пространства для атаки и ждать ошибки противника.

Полезно также постоянно пробовать отобрать мяч — не с первой попытки, так с десятой мяч имеет шансы оказаться у вас. Впрочем, такая тактика бывает вредна, если вам противостоит особо верткий соперник: в случае ошибки дорога к кольцу будет открыта.

Против компьютера помогает тактика постоянного прессинга на владеющего мячом игрока. Конечно, один из противников остается неприкрытым, но электронный интеллект нервно реагирует на возможность перехвата. Встроенный режим атаки вдвоем на одного игрока полезен только против лидеров соперника: злоупотребление позволяет дырам зиять в обороне.

На заметку: в NBA Live 2005 за отбор отвечает та же клавиша, что и за бросок в направлении корзины. Тому, кто это придумал, адресовано рекордное количество пожеланий самого эмоционального свойства: порой, красиво отобрав мяч, игрок сразу же кидает его неизвестно куда. Будьте осторожны!

Страницы: 1 2